Меню сайта
...
Страницы учителей
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Прогноз погоды
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

Алла Геннадиевна Потапова, директор МОУ-СОШ № 10

Ветеранам педагогического труда посвящается

Школьная страна
 
        Отгремели над страной раскаты гражданской войны. Переход от войны к миру был трудным и сложным. Это были дни великих, мучительных и радостных потрясений и свершений. Вся жизнь поколения была единым созидательным порывом. Заново создавалась крупная промышленность, возникали ее новые отрасли – тракторная, автомобильная, авиационная. Главным рычагом превращения отсталой России в могучую индустриальную державу должно было стать повышение уровня грамотности и образования масс. В 1920 году, несмотря на скудность материальных ресурсов, государство отпечатало более 6 миллионов букварей для взрослых на 39 языках. В 1921 году на 10 человек приходилось одно перо, на 20 учеников - карандаш и тетрадь. Вся страна, составляя один многомиллионный класс, училась в тылу и на фронте. Но всеобщая грамотность взрослых могла быть достигнута при одном условии: прекращении притока неграмотных детей и подростков. В связи с этим в начале 30-х годов в стране принимается закон об обязательном начальном четырехклассном образовании. Это означало, что все дети школьного возраста должны были окончить четырехлетнюю начальную школу. Желающие могли продолжить обучение в 7-летней и 9-летней школах.
        В это время и в Аткарском районе образованию стали уделять большое внимание. В октябре 1930 года на углу улиц Саратовской и Ленинской была открыта новая начальная школа №10. В ней было всего 8 классов, в каждом из которых занималось по 30-40 человек. В народе новая школа получила название «дальневосточная». Учителя в своей работе придерживались правила: каждый день школьного образования не должен оставаться без успеха, без результата.
Здание начальной школы №10. Организация работы
школьной столовой. 1933 год

        Директором школы в то время был Лушников Н.И. Это был человек большой культуры и разнообразных духовных запросов и интересов. Успеваемость в школе была хорошей, второгодников практически не было. Стремление к знаниям у учащихся было огромное.
        Интересный период переживала школа в 30-е годы. Тогда была создана пионерская организация. Первыми помощниками учителей в воспитании детей были вожатые - студенты педагогического училища: Королева, Ишутин, Мурнин, Иноземцева.
Члены первого совета пионерского отряда. 1931 год
 
        В феврале 1931 года школа № 10 приобрела статус железнодорожной. Пионеры школы начали выпускать собственную газету «Юный транспортник», которая выходила в течение долгих лет. В городе шла добрая слава о пионерах школы №10: зимой ребята заливали каток во дворе, сами делали оборудование для мастерской; пришкольный участок превратили в цветущий сад, радовавший ребят плодами и ягодами.
        Наступили тяжелые дни 1933 года. Вот как о них вспоминает учитель начальных классов Елизавета Акимовна Князевская: «Очень тяжело было с продовольствием в городе. Участились пропуски занятий. Некоторые дети теряли сознание на уроках. Перед коллективом встала задача: как помочь ребятам? И в школе создается столовая для тех учеников, в семьях которых было особенно тяжелое положение». Жизнь постепенно вошла в нормальное русло. Все больше ребят мечтало учиться в средней школе.
        Во второй половине 30-х годов 20 века в городе Аткарске началось строительство нового двухэтажного кирпичного здания школы №10 по улице Стахановской (теперь улица Локомотивная).
        В местном архиве сохранились документы, свидетельствующие о том, как шло строительство школы. Приведем некоторые выдержки:
 
Протокол
заседания Президиума Аткарского Райисполкома от 21 февраля 1936 года
 
П.10 Слушали: о строительстве новой школы №10.
Постановили:
1) Просить через Крайком о выдаче Комбанком аванс 35000 рублей для закупки кирпича и составления проекта.
2) Поручить зав. Районо товарищу Кукиной, зав. Горкомитета товарищу Золотареву, председателю Горсовета товарищу Родионову срочно составить график завоза кирпича, бута, песка на стройплощадку.
3) Учитывая, что в совхозе №30 имеется 50000 штук кирпича, произведенного совхозом для сбыта, продать его на строительство школы…
 
Протокол
заседания Президиума РИКа от 2 июня 1936 года
 
П.17 Слушали: Доклад зав. Горкоммунотделом товарища Матасова и инженера НКПроса товарища Шифрина о снабжении строительства школы № 10 кирпичом.
Постановили: В целях недопущения срыва строительства школы, принять предложение коммунотдела о немедленной разборке кирпичного сарая на базарной площади и использование его на строительстве школы.
    
         В 1940 году здание школы было полностью готово.
 
 
Здание двухэтажной школы на улице Локомотивной.
Оборудование спортивной площадки
 
         Но… Великая Отечественная война круто изменила жизнь всего общества. Согласно ранее разработанным инструкциям на случай войны, многие вместительные здания города, в том числе и школы, передавались военному контингенту. В только что построенном здании десятой школы был размещен учебный центр сотого отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В задачи батальона входило обеспечение охраны населенных пунктов и важнейших промышленных объектов от налетов вражеской авиации. В нашем городе формировалась третья рота батальона. Молодые девушки-добровольцы из Саратовской области изучали внешний вид самолетов и их устройство, усваивали военный устав, учились по звукам моторов отличать нашу и вражескую авиацию.
        Великая Отечественная война еще больше сплотила учеников и учителей школы №10. Большая ответственность легла на плечи старших ребят: они взяли шефство над теми учениками, у которых отцы были на фронте, а матери - на работе. Помогали пионеры и фронту. Всей школой собирали карандаши, конверты, теплые варежки, носки, шарфы для фронтовых посылок. Когда в Аткарске был открыт военный госпиталь, пионеры часто навещали раненых, читали им книги, газеты, писали письма родным, ухаживали за тяжелыми больными, выступали с концентрами.
        В книге приказов по школе имеются такие записи:
 
«Ответственность за светомаскировку возложить на сотрудника школы Митрофанову…» (Приказ №4 от 21.10.42г.);
«Послать на оборонную работу на строительство объекта №27 сотрудников школы…» (Приказ №5 от 06.11.42г.);
«Назначить военрука Свитневу А.Ф. ответственной за получение и выдачу продовольственных карточек» (Приказ №14 от 18.01.43г.);
«Освободить от работы учителем Тимофеева Александра Гавриловича за выбытием в Армию с 14 ноября 1942г.» (Приказ №9 от 16.11.42г.).
 
       Война жестоко прошлась по судьбам людей. Многих детей оставила сиротами. Государство взяло заботу о детях на себя, определив их на государственное обеспечение в ремесленные училища. С 1945 по 1955 год здание школы на улице Стахановской было передано под ремесленное общежитие № 2.
        24 августа 1955 года было принято решение передать его под школу № 10. Теперь школа стала семилетней. С 1 сентября 1955 года она начала свою работу. В местном архиве сохранился документ:
 
РЕШЕНИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АТКАРСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
ТРУДЯЩИХСЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 24 августа 1955 года №14п.1/156
Об открытии железнодорожной семилетней школы №10
 
В соответствии с решением Совета Министров СССР от 12 августа 1955 года и приказа Начальника Приволжской железной дороги за №240/Н/295 от 18 августа 1955 года об открытии железнодорожной семилетней школы №10 в г. Аткарске. Исполнительный комитет Аткарского городского совета депутатов трудящихся
РЕШАЕТ:
1. Открыть 1 сентября 1955 года железнодорожную семилетнюю школу № 10 в здании бывшего общежития железнодорожного училища № 2, расположенного за полотном железной дороги.
2. Установить следующее количество классов и учащихся в них: 1-4 классов 7, в них учащихся 280 5-7 классов 6, в них учащихся 240 Итого: 13 классов с общим количеством учащихся 520.
3. Комплектование классов произвести за счет учащихся школ № 1, 3, 4, 8, 9 и 10 проживающих за полотном железной дороги, начиная от Ярмарочной площади в сторону Вольской железнодорожной ветки, а также населенных пунктов: Барановка, Николаевка, Ломовка, разъезд Красавка и Аткарская МТС. 4. Директору школы тов. ГАВВА комплектование классов данной школы произвести до 27 августа 1955 года. Комплектование учительскими кадрами закончить до 30-го августа 1955 года.
5. Прием готовности данной школы к новому 1955/56 учебному году произвести 30 августа 1955 года.
 
        До 1 сентября оставались считанные дни, а школа к занятиям не была готова: здание находилось в запущенном состоянии (оно не ремонтировалось много лет), отсутствовала школьная мебель, во дворе - горы мусора. Многие теряли веру в возможность подготовки школы к началу учебного года, но, как говорится в народе, друзья познаются в беде. Из Сталинграда и Астрахани были присланы маляры и штукатуры, чтобы как можно скорее отремонтировать здание школы. Пришли на помощь родители и учащиеся. Парты доставили из школ № 3, 8, 9. Узловой партком выделил стулья, столы. Посильную помощь оказали Локомотивное депо, РК КПСС, РК ВЛКСМ и Районо. Так общими усилиями школа 30 августа была подготовлена к приему учащихся.
        1 сентября 1955 года в школу поступило 520 учеников. Перед педагогическим коллективом стояла трудная задача: необходимо было организовать детей, увлечь их учебой, научить трудиться и любить свою новую школу.
        16 сентября 1955 года на пришкольном участке в честь 100 - летия со дня рождения И.В. Мичурина заложили фруктовый сад. Под руководством Юлии Андреевны Махряковой ученики посадили 25 яблонь, 35 саженцев вишен, много слив, груш. Около школы высадили более сотни молодых вязов, тополей и кустов сирени. В 1956 году за активную работу по озеленению пришкольного участка школа стала участницей ВСХВ и получила 10 путевок в Москву. В этом же году решено радиофицировать школу: ребята сами изготовили усилитель, смонтировали распределительный щит (под руководством учителя физики Пронина В.Ф.).
         В 1957 году в школе обучалось уже 750 учащихся. Завершено строительство учебных мастерских: столярной и слесарной. Родилась новая традиция: в день рождения В.И. Ленина зажигать торжественный пионерский костер. Учащиеся школы подружились с пионерами из Чехословакии: вели переписку, обменивались сувенирами.
        В 1958 году семилетняя железнодорожная школа №10 была преобразована в среднюю общеобразовательную школу.
       Яркий след в жизни школы оставила первый директор средней школы Валентина Михайловна Гавва. При ней вместо печного отопления было смонтировано водяное, построена индивидуальная школьная котельная, за 1,5 года был надстроен третий этаж. Кроме этого соорудили спортивный зал и кирпичную галерею, соединившую старое здание и спортивный зал. В это же время на территории школы была сооружена теплица (ее возвел и в ней работал с 1960 по 1966 годы Петр Тимофеевич Анненков, отец известного в городе краеведа Юрия Петровича Анненкова), в которой учащиеся получали практические знания по ботанике.
        1958 год. Февраль. Стояла тихая погода, ничто не предвещало беды. Первоклассников после уроков отпустили домой. Через 20 минут поднялась сильная пурга, которая застала детей в пути. Директор школы Гавва В.М. обратилась к восьмиклассникам с просьбой помочь школе в спасении детей, попавших в беду. Это событие отражено в школьной летописи: «Ребята разбились на группы по 2-3 человека и во главе с учителем направились по всем улицам микрорайона. Ученица Тамара Капытина проявила героизм и мужество при спасении детей. Она руководила группой девочек, которые отправились на поиски малышей. У территории детского сада №22 нашли дошкольников, которых уже занесло снегом. Самого маленького Тамара завернула в платок и унесла домой, второго малыша на санках отвезли домой, потом отвели девочку, жившую за кирпичным заводом, по пути спасли женщину, замерзавшую в овраге. Ни один человек не погиб». Все ребята, участвовавшие в спасении детей, были награждены начальником железной дороги ценными подарками.
        2 октября 1960 года был дан старт пионерской двухлетке под девизом «Пионеры – Родине!»:
-установлено шефство над цехами Локомотивного депо, железнодорожным клубом, детским садиком №22, железнодорожной больницей, мелькомбинатом, колхозом «Победа»;
-собран богатый материал об истории прошлого Аткарского края; -усилиями обучающихся было собрало 43 тонны металлолома, 2,5 тонны макулатуры, 8 кг 700г сухого ландыша;
-выращено 20 тысяч кустов цветочной рассады и около 5 тысяч овощной;
-продолжилась работа по озеленению микрорайона.
         По итогам этой деятельности школа заняла 2 место в РСФСР и получила Диплом 2 степени.
         Первый директор средней школы №10 Гавва Валентина Михайловна оставила об этом периоде свои воспоминания: «В школу властно вошел труд. И детские руки, непривыкшие к лопате, молотку, пиле, выполняли все работы. Теперь, кажется, что мы, не разгибаясь, все годы трудились. Когда же мы разогнулись и увидели пришкольный участок с фруктовыми деревьями, виноградником, питомником, клумбами и газонами; спортивную площадку, мастерские, радиоузел, оранжерею, кабинеты и многое другое, созданное педагогами, учениками и их родителями, то поняли, что пионерия создала для будущих поколений хороший тон и ввела интересные традиции».
 
Строительство мастерских
 
Работа юннатов в теплице. 1967 год
 
        В 60-70–е годы в школе широкое развитие получила художественная самодеятельность. Свою работу продолжили хор, духовой и эстрадный оркестр; действовали краеведческий, химический, стрелковый, драматический, танцевальный кружки, созданы изостудия, кукольный театр, кружки кинолюбителей, технического моделирования и юннатов, появился клуб старшеклассников «Алые паруса».
 
Организация работы школьного духового оркестра
 
        80-е годы наша школа встречает под девизом «Тебе, Родина, наш труд, энергию, и творчество». В летней трудовой четверти 1987 года участвовало 93 старшеклассника. Юноши 9-10 классов проходили практику в локомотивном депо. Они занимались ремонтом электрооборудования тепловозов, топливных систем. Девочки 9-10 классов совершенствовали свои навыки на горпромкомбинате. Они шили наволочки, полотенца, салфетки. С 11 июля по 5 августа на базе совхоза «Нестеровский» функционировал «Лагерь труда и отдыха». Учащиеся 7-8 классов трудились на полях совхоза: пололи овощи, заготавливали сено. Ремонтный отряд (20 человек из 6-9 классов) оказал большую помощь в капитальном ремонте школы. Учащиеся 5-6 классов с 1 сентября 1987 года работали на полях колхоза «XXV партсъезда»: убрали свеклу на площади 16 га. Группа учащихся 5-6 классов трудилась на лесоторговой базе. 10 учащихся 7-8 классов летом работали штурвальными на уборке урожая в колхозах района. 9 членов железнодорожного кружка под руководством инженера локомотивного депо Бражниковой В.Ф. проходили практику на малой железной дороге в городе Волгограде.
        В 80-90 годы важным направлением работы было военно-патриотическое воспитание школьников. Учащиеся изучали историю родного края, совершали поездки по местам боевой славы 2-ой Таманской дивизии, посетили Севастополь, Новороссийск, Ворошиловград и др. города. Любимыми занятиями ребят стали военно-спортивная игра «Зарница» и «Смотр строя и песни». 20 апреля 1983 года в школе состоялось торжественное открытие школьного музея Боевой Славы 2-ой Гвардейской мотострелковой Таманской Краснознаменной ордена Суворова дивизии имени М.И. Калинина. У истоков школьного музея стояли Погорелов И.К., Плющев В.С.
 
Смотр строя и песни
 
 
Экскурсия в школьном музее
 
        Во второй половине 90-х годов на смену пионерии приходит детская организация «Юная Россия». Это было время поиска новых ценностей, новых воспитательных технологий.
        Всегда особую роль в развитии школы играл директорский корпус. Начинания первого директора продолжили Суханова Людмила Викторовна (1981-1984гг), Власенко Галина Ивановна (1984-1988гг), Янбикова Татьяна Ивановна (1988-2010гг). Каждый из них внес свой огромный неоценимый вклад в развитие школы. Бережное отношение к дарованиям, творческому интеллектуальному труду педагога - безусловный приоритет деятельности администрации школы.
        Педагогический коллектив школы №10 – это поистине творческое содружество единомышленников. В школе работали мастера педагогического труда.
        Надолго запомнятся ученикам школы доброе отношение и любовь к детям первых учителей школы: Ремизовой Зои Викторовны, Давыдовой Екатерины Алексеевны, Соломиной Алевтины Васильевны, Аржановой Нины Васильевны, Балакшиной Варвары Петровны, Борисовой Тамары Алексеевны, Щегольковой Валентины Григорьевны.
        Любовь к театру и музыке своим ученикам прививал Любавин Владимир Иванович. Этот удивительный педагог создал несколько вокальных групп, руководил оркестром народных инструментов, писал либретто и даже ставил оперы.
        Много лет проработали учителями математики Зотова М.В., Лушникова Р.П., Кусмаров В.С., Колобзарова Л.М., Родионова Г.С. На своих уроках они стремились пробудить и развить у детей любовь к математике. Учащиеся школы всегда занимали призовые места на олимпиадах по математике.
        Неутомимой энергией отличались учителя русского языка и литературы Колесникова Александра Георгиевна, Васина Татьяна Павловна - авторы летописи школы, театральных постановок.
 
Открытый урок литературы.
Учитель: Васина Татьяна Павловна. 1998 год
 
Театральный кружок. Постановка "Честная масленица"
 
        Сальникова Нина Васильевна, Власенко Галина Ивановна, Тимонина Светлана Анатольевна вырастили достойную педагогическую смену учителей английского языка в нашем городе.
         Краевская Зоя Николаевна создала в школе первую химическую лабораторию, где ученики познавали основы химии.
         Профессиональные навыки своим любимым ученикам передавали учителя труда: Свитнев Анатолий Михайлович, Зибров Юрий Сергеевич, Копенкин Сергей Григорьевич, Чернушенко Владимир Михайлович, Карпова Тамара Федоровна.
         Любовь к спорту и здоровому образу жизни прививали учителя физической культуры: Фролов Юрий Александрович, Игнатьев Николай Алексеевич. Спортивные рекорды их учеников держались годами.
         В школе трудилась прекрасная семейная пара педагогов: Золотухин Николай Викторович и Золотухина Таисия Павловна. Золотыми руками Николая Викторовича завершилось оборудование кабинета физики.
         Опыт работы этих педагогов изучался и перенимался коллективами других школ.
         В 80-90 годы ряды учителей пополнили выпускники школы №10: Дьякова Н.В., Рубцова О.Н., Копенкина Н.В., Киреев С.В., Сиротина С.А., Курушин В.И. Молодые учителя - надежда на быстрое обновление школы. Благодаря мудрому руководству нового директора Янбиковой Татьяны Ивановны в школе были созданы комфортные условия для эффективной работы молодых специалистов: кабинетная система, активная методическая работа, оснащение современными техническими средствами.
        Лучшие педагогические традиции школы продолжаются и сегодня. В настоящее время в школе работает 25 педагогов, из них 8 имеют высшую квалификационную категорию, 8 награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования». В 2006 году учитель истории Потапова А.Г. была признана победителем «Конкурса лучших учителей РФ». Педагоги школы Васина О.В., Агафонова Е.Ю., Писаренко М.В. являлись активными участниками и победителями районного конкурса «Учитель года». В 2010 году учитель начальных классов Николаева Е.А. стала дипломантом межрегионального тура конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании» в номинации «Лучший стенд» и участницей X Межрегиональной конференции «Воспитываем здоровое поколение».
 
Защита творческого проекта "Молоко и молочные продукты". 2010 год.
Учащиеся 3 класса Казанцева Галя и Осипова Александра
 
         Много поколений жителей Аткарска вырастила школа. Выпускники школы №10 стали достойными людьми общества. Можно гордиться ими. Это врачи, учителя, инженеры, военнослужащие, механизаторы, животноводы, рабочие.
        В настоящее время в школе обучается 292 ученика. Одним из главных показателей образовательной деятельности школы является уровень подготовленности выпускников. На протяжении ряда лет учащиеся выпускных классов показывают высокие результаты при прохождении итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ, средний балл по многим предметам превышает региональные показатели.
         В последние годы 70-80% выпускников поступают в высшие учебные заведения. Увеличилось количество выпускников 9 классов, продолживших дальнейшее обучение в 10 классе (66%). Важное место в процессе обучения учащихся занимает не только предметная, но научно-исследовательская, проектная деятельность.
         По итогам участия в муниципальном этапе предметных олимпиад на протяжении последних 5 лет ученики школы занимают 3 почетное место. Обучающиеся являются постоянными участниками и победителями областных конкурсов и конференций: «Права ребенка в новом веке», «Политика вокруг нас», «Инициатива молодых», «Хранитель памяти», «Моя малая Родина» и др. В 2010-2011 учебном году 33% учащихся приняли активное участие в 5 международных предметных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Британский бульдог», «Золотое Руно». По итогам конкурсов ученики школы заняли 2 призовых места в РФ, 6 призовых мест в районе.
         Как и старшее поколение, сегодняшние ученики стараются протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается, поддерживать школьные традиции. Регулярно проводятся школьные акции «Милосердие», «Подари улыбку детям», «Ветеран живет рядом» и др. Организуются концерты на предприятиях железнодорожного узла, перед ветеранами ВОВ. Развивается молодежное волонтерское движение.
 
Акция "Подари улыбку детям" 
 
Праздничный концерт для ветеранов железнодорожного узла. 2008 год
 
         Школа №10 находится в микрорайоне, где нет внешкольных, культурно-просветительских учреждений. Отмечается невысокий уровень общей культуры. Все это делает очевидной необходимость повышения статуса школы – одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием и воспитанием детей. С этой целью в 2011 году в школе была принята программа развития «Общественно-активная школа - школа XXI века». Согласно программе общественно-активная школа (ОАШ) - это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.
         Сегодня качественное образование должно быть доступным для каждого российского ребёнка вне зависимости от места проживания, материального положения или особенностей здоровья. Поэтому администрация школы стремится к созданию современной школы, как в содержательном, так и в техническом плане. Новые образовательные технологии, несомненно, улучшат условия работы учителей, расширят возможности их профессиональной и творческой реализации. Совместные усилия школы и родителей сегодня должны быть направлены на то, чтобы с самого раннего детства воспитывать ребенка в духе сознательной дисциплины, прививать им навыки самостоятельного труда, развивать в нем активность, веру в свои силы, настойчивость, умение преодолевать трудности.
 
 
Коллектив МОУ-СОШ №10. 2011 год
 
Официальный интернет-портал правовой информации